Родительское собрание: "Детская агрессия. Роль семьи в проявлении детской агрессии"
Вы можете просмотреть презентацию к родительскому собранию, перейдя по ссылке
Плакса Виктория Александровна, учитель информатики, классный руководитель 5-А
класса
«Человек обладает
способностью любить, и если он не может найти применения своей способности
любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством
он руководствуется от собственной душевной боли»
Эрих Фромм (Слайд 2.)
Эрих Фромм (Слайд 2.)
1. Вступительное слово.
Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!
Тема нашей новой встречи серьезна и трудна. Это тема проявления
нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас,
взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли о нем говорить?
Давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем
помочь ее преодолеть.
2. Что такое агрессия?
Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится
под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в
обществе сопротивление агрессии.
Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет
вред предмету или предметам, человеку или группе людей, Агрессия может
проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека
без физического вмешательства).
В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и
враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения
определенной цели. Она часто выражается у младших детей (я хочу забрать
игрушку, предмет и т.д.) У старших, т.е. у наших с вами детей, больше
проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку
боль.
Очень часто агрессию, ее проявление путают с настойчивостью,
напористостью. Как вы считаете, это равнозначные качества? Что вас больше
обрадует в ребенке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость.
Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы,
т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т.д.
Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей
степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые
формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе,
отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они
иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как
враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип,
который культивируется в семье и СМИ.
3. Причины детской агрессии
Причины, по которым подростки совершают агрессивные поступки,
остаются до сих пор полностью не выяснены. (Слайд
3.) Тем не менее, мы
определили следующие категории, обусловливающие агрессивное поведение
подростка, а именно:
·
врожденные побуждения или задатки;
·
потребности, активизируемые внешними стимулами;
·
познавательные и эмоциональные процессы;
·
актуальные социальные условия в сочетании с предшествующим
научением.
Очень часто причиной детской агрессии является семейная
ситуация:
1. Агрессивное поведение
членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение
друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок
проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где
агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.
2. Непоследовательность
родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания
детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень
поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию
поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь
навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против
родителей и других людей.
4. Факторы детской агрессивности
Основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности,
являются: семья, сверстники, средства массовой информации и пр. Дети учатся
агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем
наблюдения агрессивных действий. Общество, больное агрессией и нетерпимостью,
заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит в том, у нового поколения
болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии
в социальную норму. (Слад
4.)
В воспитании можно выделить два важных фактора, которые
позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности (Слад 5):расположение
и неприятие.
Преодолению агрессивности ребенка помогает расположение,
использующее в своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово,
ласковый взгляд.
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно
характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и
властностью, враждебность к факту существования ребенка. Неприятие ребенка
приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое?
Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье
традиций, обычаев, законов.
Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение словом,
взглядом, жестом, действием. (Слайд
6)
Очень значимо для человека и наказание, если:
1. оно следует немедленно за
проступком;
2. объяснено ребенку;
3. оно суровое, но не
жесткое;
4. оно оценивает действия
ребенка, а не его человеческие качества.
Наказывая ребенка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и
выдержку.
Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей
и подростков принадлежит семье, родителям.
5. Дети-агрессоры и аутсайдеры.
Для профилактики агрессивного поведения (Слайд 7) необходимо научить подростков навыкам
позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить
альтернативные мирные пути решения конфликтов.
В поведении детей-агрессоров и аутсайдеров, как правило,
наблюдаются наиболее типичные отклонения от нормы. (Слайд
8)
Аутсайдер (Слайд
9)
·
не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и
постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве;
·
не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт,
компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону);
·
одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники
или, он сам не никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не
придет;
·
по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке
или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;
·
задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или
кричит во сне;
·
у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о
том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;
·
выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие
перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях,
родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние
животные);
·
выпрашивает или тайно крадет деньги, внятно не объясняя причину
своего проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные
суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп
от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков;
·
приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят
так, словно кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в
аварийном состоянии;
·
выбирает нестандартную дорогу в школу.
Агрессор (Слайд
10)
·
вспыльчив, неуравновешен (дерется, обзывается, ябедничает,
кусается);
·
типичным агрессором, как правило, является ребенок, более
физически развитый, чем его сверстники, имеющий проблемы с успеваемостью,
воспитывающийся в неблагополучной семье;
·
ребенок с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры,
конфликты со сверстниками и взрослыми;
·
в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение
(курить, прогуливать уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у
одноклассников и младших школьников);
·
приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не
объясняя причину их появления;
·
группируется со старшими подростками;
·
имеет садистские наклонности;
·
в мгновение ока переходит от довольства к злобе;
·
в игре навязывает друзьям свои правила;
·
злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их;
·
игнорирует указания и легко раздражается;
·
введет себя так, будто ищет повод к ссоре;
·
не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами.
6. Методические рекомендации для родителей (Слайд 11)
Во-первых, старайтесь избегать
скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него
модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий
социум.
Во-вторых, следите за тем, как ваш
ребенок питается до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с
пустым желудком, что также провоцирует агрессивное поведение.
В-третьих, необходимо адекватно
оценивать возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо
неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведет к фрустрации,
заниженной самооценке, суицидальным попыткам.
1. Не будьте равнодушными к
проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не только в то время, когда
проводится родительское собрание, но и в течение четверти (особенно это
касается родителей, дети которых учатся нестабильно, имеют проблемы с
дисциплиной и успеваемостью). Во время посещения школы спокойно и тактично
разговаривайте с педагогами, постарайтесь выяснить истинные причины проблем
(версия учителя) и только потом предъявляйте свои претензии и требования
(версия ребенка и родителей). (Слайд 12)
2. Избегайте практики
физического наказания, в частности, после посещения родительского собрания
многие родители возвращаются домой с одной целью, как можно сильнее наказать
ребенка и тем самым отомстить за пережитый позор. После подобной тактики
воспитания конфликты между родителем и ребенком становятся традиционной формой
общения, дети перестают доверять не только родителям, но и взрослым вообще,
боятся рассказывать о своих проблемах и трудностях, лгут и выкручиваются,
становятся замкнутыми, убегают из дома, ищут поддержки на стороне. (Слайд
13)
3. При общении с ребенком
необходимо использовать «Я-послания»Отправителю
такого послания может грозить опасность: когда он открывает себя другому
(особенно ребенку), это может быть расценено, возможно, как знак слабости.
Преимущества. Я-посланий очевидны: они действуют менее
угрожающе, и не загоняют ребенка в угол, ему не нужно сразу оправдываться,
обороняться и «наносить ответный удар». Я-послания способствуют большей
честности и открытости в отношениях.
Я-послания
·
Я думаю, что...
·
Я недоволен тем, что...
·
Мне не нравится, что...
·
Я очень расстроился, когда
увидел, что ты получил двойку.
·
Мне кажется, что в данной
ситуации ты не прав.
Ты-послания
·
Ты поступил плохо.
·
Ты не смеешь.
·
Ты не должен.
·
Почему ты получил двойку.
·
Если ты не сделаешь этого, то ты будешь
наказан.
Родители, которые активно слушают своих детей, замечают, что
активное слушание помогает справиться с отрицательными чувствами,
переживаниями. Разговаривая на равных с родителями, дети привыкают к тому, что
им не нужно оправдываться и бояться своих собственных чувств. Активное слушание
побуждает активно думать и говорить о проблеме, улучшает отношения между детьми
и родителями. Оно помогает войти в положение собеседника и увидеть мир под
другим углом. Конечно, как отмечают психологи, всегда есть ситуации, в которых
«язык принятия» и метод «без поражения» не помогают. Но все-таки они являются
хорошей возможностью для повышения коммуникативной культуры и могут
использоваться в профилактических целях. Схема коммуникаций без поражения
представлена на рисунке выше.
4. Умеренная дозировка
компьютерных игр и телевидения, совместное составление режима дня, могут помочь
ребенку рационально распределять нагрузку и отдых. (Слайд 14)
Ограничьте общее количество времени, отведенного для просмотра
телепередач, чтобы телевидение не играло доминирующей роли в формировании
образа мира у вашего ребенка. Если нужно, составьте расписание, когда можно
смотреть телевизор и играть на компьютере.
Внимательно следите за тем, что смотрит ваш ребенок. Переключите
на другую программу или выключите телевизор, если считаете программу вредной и
опасной для его психики.
5. Для ребенка необходимо
рациональное чередование сна и отдыха, учителям известен «синдром
понедельника», когда вследствие нарушения режима дня в выходные дни дети
приходят в школу невыспавшиеся и озлобленные. (Слайд 15)
7. Тест
Поставьте перед собой вопрос: «Все ли в порядке с моим
ребенком?», и выполните простой тест. Отвечайте: «никогда или редко», «иногда»,
«часто» или «очень часто». (Слайд 16)
Мой ребенок
1. Выходит из себя
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
2. Спорит со взрослыми
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
3. Активно не принимает или отказывается выполнять требования
или правила, установленные взрослыми
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
4. Ведет себя провокационно и нарочно раздражает людей
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
5. Обвиняет других в собственных ошибках или неподобающем
поведении
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
6. Обидчив и легко раздражается из-за чужих действий
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
7. Злобен и нетерпим к критике
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
8. Недоброжелателен или мстителен
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
Если вы ответили «часто» или «очень часто» как минимум на 4 из
этих вопросов, то вам необходимо всерьез задуматься. Поведение вашего ребенка
может быть признаком серьезной проблемы. Однако обобщение может не дать ответа,
который вас полностью удовлетворит. Чтобы узнать, что происходит с вашим
ребенком, вам следует, наверное, внимательнее понаблюдать за его поведением
дома и вне его. Точно установить где, когда и почему ребенок ведет себя
агрессивно. Насколько серьезно то поведение, которое вы наблюдаете? Как оно
соотносится с тем, что делают и говорят другие дети, какого мнения о нем
придерживаются сверстники и педагоги?
8. «Золотые правила» воспитания, связанные с темой данного собрания: (Слайд 17,18)
1. Постарайтесь сохранить в
своей семье атмосферу открытости и доверия.
2. Не давайте своему ребёнку
несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
3. Не ставьте своему ребёнку
каких бы то не было условий.
4. Будьте тактичны в
проявлении воздействия на ребёнка.
5. Не наказывайте своего
ребёнка за то, что позволяете делать себе.
6. Не изменяйте своим
требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему – либо.
7. Не шантажируйте ребёнка
своими отношениями друг с другом.
8. Не бойтесь поделиться с
ребёнком своими чувствами и слабостями.
9. Не ставьте свои отношения
с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов.
10. Помните, что ребёнок –
это воплощённая возможность!
Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере.
Спасибо за внимание!
Здоровья и удачи вам и вашим детям! (Слайд 19)
Терпения и семейного благополучия! (Слайд 20)
Список используемой литературы:
1. Бреслав Г.Э.
Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – «Речь», 2005.
– 97 с.
2. Фурманов И.М. Детская
агрессивность. – Мн., 1996.
3. Агрессия детей и
подростков. / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2004. 316 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий